Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя
12 апреля 2015 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении! Братья и сестры! Дорогая молодежь!
Хотел бы сердечно поблагодарить всех за участие в этой совместной молитве в первый день Пасхи в кафедральном Храме Христа Спасителя. Мы прославляем Христа Воскресшего, прославляем Его победу — победу над злом, победу над диаволом; победу над злом, имевшую место не только в тот момент, когда Христос сталкивался с непониманием, с клеветой, а в конце жизни и с поруганием, биением и, наконец, с голгофскими страданиями. То была победа над злом в планетарном, космическом и вневременном масштабе. И когда мы говорим о том, что к этой победе сопричисляется каждый, кто верит в Христа, кто принимает Его слово, кто Его проповедует, кто пытается жить по этому слову, то мы утверждаем великую истину о том, что вместе со Христом мы побеждаем зло.
Пасхе Божией спасительной предшествовали страдания. Да и вся жизнь Спасителя — ведь это был подвиг. А подвиг всегда требует жертвы. Не бывает подвига без жертвы, иногда жертвы ценой в жизнь, как то было в грозные годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы в этом году будем праздновать. А сколько было изувеченных людей, обожженных пламенем войны. Их подвиг сопровождался тяжелейшей жертвой.
Но ведь без жертв и подвига не бывает победы. И не было бы победы в войне, не было бы других побед, которые одерживают люди и народы, если бы не подвиг. А подвиг — это жертва и самоотдача.
И теперь следует задать очень важный и тяжелый вопрос: а в обществе, которое поставляет главной своей целью комфорт, спокойствие и удовлетворение своих потребностей, остается ли в системе ценностей подвиг, который непременно сопровождается жертвой? Происходит нечто удивительное: современная цивилизация словно навязывает людям эту систему ценностей, в которую никак не вписываются ни подвиг, ни жертва, ни тем более смерть. А идея подвига и жертвы присутствует в сознании людей, в их сердцах и жизни.
Сегодня за пару часов до этого богослужения я имел замечательный разговор с нашими космонавтами. Я видел, как они, находясь на орбите интернациональной командой, отмечают по-своему Пасху Божию — три наших православных космонавта и один иностранец-католик. Радостно. Они даже облачились, выражаясь нашим языком, в красные футболки пасхального цвета, чтобы видимым образцом свидетельствовать о своем участии в празднике. Взирая на лица этих людей, которым предстоит целый год находиться на орбите, в замкнутом пространстве, делать работу, которая будет сопровождаться огромным риском, я подумал: это ведь тоже подвиг и жертва.
Сегодня день Пасхи совпадает с Днем космонавтики. Когда-то в советское время нам казалось, что эти понятия совершенно несовместимы. А сегодня мы с легкостью говорим о том, что все это совместимо, потому что Пасха есть победа и торжество победы, которое сопровождалось подвигом и жертвой. И всякое служение людей, будь то друг другу, науке, народу, государству, искусству, если сопровождается подвигом и жертвой, вписывается в христианскую систему ценностей. Потому, наверное, не случайно и иконы на борту космической станции в нашем российском секторе. Потому что одно сочетается с другим, потому что и одно, и другое — это единая система ценностей.
Как важно, чтобы наша проповедь современному человеку помогала понять, что не следует душу свою отдавать тем идеям, которые находятся вне этой жизнеутверждающей и победоносной системы ценностей. И тогда мы как личности, как общества, как народы будем способны на великие дела и великие победы. И пока будет оставаться это ценностное измерение в жизни людей, будет существовать и мир.
Поэтому мы и говорим, что празднуем Пасху Божию спасительную. Потому что Господь через Крест и Воскресение спасает нас для жизни вечной. И еще потому, что Он через Свое служение и опять же через Крест и Воскресение утвердил и утверждает великие идеалы, которые делают человеческое общество жизнеспособным.
Я благодарю Бога за то, что сегодня с нами молится так много молодежи. Большая ее часть — это молодежь из наших московских приходов. Дай Бог, чтобы молодое поколение воспринимало христианскую идею применительно в том числе и к тем условиям жизни, которые сейчас существуют, и к тем задачам, которые молодежи придется решать в жизни. Вот тогда, вдохновленная словом Божиим и наставленная подвигом жертвы Спасителя, эта молодежь будет созидать будущее достойным образом.
Хотел бы сегодня поблагодарить всех, кто служит в городе Москве, а пользуясь тем, что наше богослужение транслируется по телевидению, — всех, кто меня сейчас видит и слышит, за соучастие в служении Церкви. Благодарю наш епископат, наше духовенство, монашествующих, наших приходских активистов, тех, кто работает в социальной церковной сфере, кто занимается религиозной педагогикой, осуществляет миссионерское служение, работает с молодежью. Благодарю всех, потому что вашими трудами утверждается в роде человеческом, в мире, в народе нашем победа Христова, победившая мир.
Да поможет всем нам Господь совершать свое служение так, чтобы эта победа никогда не померкла в сознании людей, но высвечивала подлинный путь каждому, тот путь, который ведет к полноте жизни и к Царствию Небесному. Аминь.
Христос Воскресе!